Терпение и труд. Где будут работать вчерашние пенсионеры после реформы

Терпение и труд. Где будут работать вчерашние пенсионеры после реформыПенсионная реформа уже через шесть лет выведет на рынок труда около 2 млн людей. Несостоявшиеся пенсионеры опасаются, что не найдут себе применение, но это не так. В каких сферах экономики будет спрос на новых работников?

Объявленная правительством пенсионная реформа была крайне болезненно воспринята обществом не только потому, что ее проект был предложен «без объявления войны» — неожиданно, без должного общественного обсуждения и под шумок чемпионата мира по футболу.

Главная проблема пенсионной реформы заключается в том, что она не сводится к простой бухгалтерской операции и не определяется исключительно демографическими факторами. Она включает в себя целый клубок сопутствующих экономических и социальных проблем, которые толком не были изучены.

Пенсионная реформа не может обсуждаться отдельно от проблем рынка труда, профессионального переобучения, здравоохранения и даже детских садов. Приводимые в поддержку реформы расчеты исходят из того, что людям просто придется работать на несколько лет дольше, получая за это впоследствии более высокую пенсию. Но если бы действительно было очевидно, что весь выбор сводится именно к этому, вполне возможно, пенсионная реформа не была бы воспринята так болезненно.

Граждан в проекте пенсионной реформы пугают риски того, что перед выходом на пенсию они окажутся в ситуации, когда не смогут ни получать пенсию, ни полноценно работать, лишившись всякой материальной самостоятельности.

Крайне важно, чтобы увеличение пенсионного возраста сопровождалось мерами, которые обеспечили бы востребованность пожилых работников на рынке труда. Именно поэтому целенаправленное развитие профессионального переобучения для пожилых работников должно стать одной из важных компонент предлагаемой пенсионной реформы.

Хорошая новость заключается в том, что глобальные технологические изменения постепенно уменьшают физические преимущества молодых работников. Это дает возрастным гражданам шанс найти свое место под солнцем. Задача государства состоит в том, чтобы позволить им такой возможностью воспользоваться.

Страх остаться за бортом

Невозможность полноценно работать в предпенсионном возрасте может быть связана как с проблемами со здоровьем, так и с невостребованностью на рынке труда. Проблемы с системой здравоохранения, которая приводит к тому, что существенная часть населения в предпенсионном возрасте теряет трудоспособность, — это тема отдельной и очень важной дискуссии. Однако востребованность на рынке труда является не менее важной проблемой.

Полноценное включение пожилого поколения в экономку важно не только в рамках пенсионной системы, но и в целом в контексте развития экономики. В ситуации, когда по демографическим причинам работоспособное население России сокращается, обеспечить хоть какой-то экономический рост можно либо резким увеличением производительности труда, о котором говорят уже много лет, либо привлечением на рынок новых групп трудящихся.

Но против таких сценариев играет множество факторов. Например, масштабные технологические изменения, происходящие во всем мире. В недавно опубликованном докладе Глобального института McKinsey (MGI) говорится о том, каким образом автоматизация и цифровизация будут влиять на рынок труда на горизонте до 2030 года. Хоть эти оценки основаны на данных по развитым экономикам (США и 14 европейских стран), России от глобальных трендов также не скрыться. Так что даже если изменения у нас в стране и будут происходить несколько медленнее, то их направление однозначно будет таким же, как и у развитых государств.

Технологический прогресс приводит к тому, что запросы на рынке труда меняются гораздо быстрее, чем раньше. Из-за этого ломается привычная модель, по которой люди сначала учатся в школе, потом получают образование по определенной профессии, а потом работают по этой специальности всю оставшуюся трудовую жизнь.

Работникам всем возрастов придется привыкнуть к постоянному переобучению, приобретению новых навыков и «апгрейду» уже имеющихся. В такой ситуации различия между работниками разного возраста во многом стирается.

Стандартный аргумент против пожилых работников о том, что их знания и умения не соответствуют потребностям рынка, оказывается применим и к куда более молодым сотрудникам. И тем, и другим потребуется помощь программ по профессиональной переподготовке, и именно развитие таких сервисов должны обсуждаться в одной связке с пенсионной реформой.

Вакансии для пенсионеров

Еще более важным моментом является изменение относительного спроса на различные навыки. Сейчас наиболее распространенными являются работы, где требуются физические усилия и ручной труд, то есть именно те навыки, в которых у молодых имеются объективные преимущество перед пожилыми работниками.

Однако именно в этих областях будет происходить одно из самых больших сокращений спроса. По оценкам MGI, доля человеко-часов в такого рода работах сократится на 14%. Подобные изменения являются продолжением тренда, начавшегося уже более сотни лет назад и имевшего очень важные социальные последствия. По сравнению с аграрными обществами конца XVIII века, относительная важность для экономики молодых и здоровых мужчин существенно снизилась как по сравнению с пожилыми мужчинами, так и с женщинами.

В свою очередь, рост спроса будет наиболее заметным в областях, где требуются технологические знания и умения, — начиная от базовых цифровых навыков, заканчивая продвинутым программированием. В этой области ожидается рост спроса на 55%.

У нас эти навыки ассоциируются прежде всего с молодыми работниками, но это является лишь отражением существующей системы обучения. И если для того, чтобы стать высококлассным программистом, действительно надо обучаться много лет начиная со школьной скамьи, то для работы тестировщиком программного обеспечения, по отладке стандартных бухгалтерских программ или поддержке уже созданного веб-сайта достаточно прохождения профессиональных курсов, вполне доступных всем возрастам.

При этом в российских реалиях обучение работников технологическим навыкам дает возможность облегчить и еще одну проблему — крайне неравномерное географическое развитие страны. Многие из работ в этой сфере могут выполняться удаленно, что дает возможность жителям не вполне благополучных регионов и населенных пунктов находить работу, предоставляя услуги фирмам и клиентам из более динамично развивающихся мест.

Система вузовской подготовки в России гораздо более развита и адаптивна, чем система профессионального обучения и в особенности переобучения. Существующие профессиональные курсы направлены прежде всего на молодежь, что в гораздо большей степени отражает эйджизм, чем реальные преимущества молодого поколения в освоении необходимых навыков. На это накладывается и отсутствие социальной нормы постоянного обучения и переобучения. Сама идея пойти на профессиональные курсы у многих пожилых людей вызывает психологическое отторжение. Но, как и другие стереотипы, подобные нормы можно изменить за счет продуманных широкомасштабных кампаний.

Еще одним направлением, где прогнозируется существенный рост занятости и где возрастные работники смогут найти себе применение, являются области, требующие эмоциональных и социальных навыков. Спрос на работы в таких сферах деятельности, как образование, здравоохранение, продажи, прогнозируется на уровне 24%. И в этих областях опять же у молодого поколения нет явного преимущества перед более пожилыми. Здесь и те, и другие могут получить необходимые навыки на профессиональных курсах.

Спрос на услуги по уходу за маленькими детьми также может оказаться весьма существенным. Одним из последствий увеличения пенсионного возраста будет то, что многие бабушки и дедушки, желающие уйти на пенсию для ухода за внуками, уже не смогут себе этого позволить.

Эта проблема может быть решена либо более поздним деторождением, либо уходом матерей с рынка труда, либо ростом сектора услуг по уходу за маленькими детьми (будь то государственные ясли-садики или частные няни). В интересах экономического развития наиболее предпочтительным является именно последний вариант. Но он потребует существенного увеличения занятости в этой сфере, в том числе за счет возрастных работников.

Рубен ЕНИКОЛОПОВ Forbes 25 июля 2018 года

На всякий случай: почему компании не наймут людей предпенсионного возраста

Почти треть российских фирм готова принимать на работу предпенсионеров только при условии их высокой квалификации, узнали в Институте Адизеса. А Минтруд тем временем предлагает ввести уголовную ответственность за увольнение сотрудников до пенсии

С пенсионной реформой слишком долго тянули, в первую очередь из-за «общественной токсичности» вопроса как такового. Но «отступать некуда» — изменения назрели.

Через реформу решается в первую очередь задача по снижению трансферов из бюджета в Пенсионный фонд России (ПФР). Необходимо это, во-первых, в условиях убыли населения (порядка 100 000–150 000 в год, на долгосрочном горизонте этот показатель выше, а за счет миграции эта убыль не компенсируется), а во-вторых, на фоне уменьшения соотношения работающего населения к числу пенсионеров (в 1930-е годы это соотношение составляло 8 к 1, сейчас работающих примерно в 2 раза меньше). Кроме того, по данным Росстата, соотношение пенсии к зарплатам на минимуме с 2010 года (около 32% относительно пиковых 35–36% в 2011–2012 годах). То есть их повышать тоже нужно.

Логика властей в этом смысле понятна, но эксперты и общество все равно задаются вопросом: неужели нет иных вариантов, кроме повышения возраста выхода на пенсию? И когда хоть кто-то скажет об адекватном стимулировании бизнеса? Как сделать так, чтобы работодатели были заинтересованы брать на работу немолодых людей?

Наказывать тюрьмой

Кажется очевидным: пенсионная реформа должна бы увеличить объем экономически активного населения, что является важным макроэкономическим фактором. Но сработает ли эта идея? Для этого освобожденные трудовые ресурсы в лице «новых» пенсионеров должны быть заняты в экономике. И мы все, конечно, ждали, что будут задействованы государственные механизмы защиты таких предпенсионеров. Но введение уголовной ответственности компаний за увольнение сотрудников до пенсии (такую меру предложил Минтруд, а затем через неделю опроверг саму новость) сможет ли сработать в качестве стимула?

Вряд ли. Первая же мысль, которая тут приходит в голову: «от греха подальше» лиц за 50 лет не будут брать на работу в принципе, потому что «как бы чего не вышло». Для работодателя это, по сути, «кот в мешке»: работник неизвестно как себя проявит, а у работодателя перед ним одни обязанности, гипотетическая карательная угроза и крайне мало прав.

Было бы здорово, если бы власти вместо этого рассматривали поощрительные механизмы стимулирования предпринимателей. Например, за счет снижения ставки страховых взносов для работников старшего поколения. То есть бюджет и так получит причитающиеся средства за счет НДФЛ такого работника, а государство уже сэкономит на их пенсии (их же теперь не станут платить 55-летним женщинам и 60-летним мужчинам). Предприниматель (он же работодатель) был бы мотивирован держать таких сотрудников, брать их на работу. Сейчас же, напомню, сохранены ставки страховых взносов во внебюджетные социальные фонды. А ведь ранее говорили об их «компенсирующем снижении»!

В своем интервью Владимиру Познеру министр финансов Антон Силуанов также говорил о необходимости защиты трудовых прав людей старшего возраста и напоминал, что за рубежом отношения работодателей и предпенсионеров регулируют достаточно жесткие законы. Однако ссылки на европейский опыт, может быть, здесь и правомерны, но все не так однозначно. Так, у 65-летних россиян (средний европейский возраст пенсионеров) нет, например, ни немецкой медицины, ни норвежской или финской экологии или мягкого французского климата, ни соотносимой по цене и качеству итальянской еды. Другими словами, сложно сравнивать, когда так сильно отличается качество жизни.

Под шум аплодисментов

Пока вопросы о том, «куда же трудоустроиться после 50» и как старшему поколению не страшиться безработицы, могут просто повиснуть в воздухе. О возрастной профессиональной дискриминации сказано достаточно много. И конечно, есть масса примеров, когда немолодых граждан переводят с полной ставки на половину или меньше. То есть, даже сохранив работу, есть риск снижения заработка. В худшем же случае, если реформа не будет сопровождаться увеличением рабочих мест, бывшие пенсионеры вместо пенсий придут к государству за пособиями по безработице.

Ну и не будем забывать, что под шум и аплодисменты недавнего чемпионата мира по футболу прозвучала не только инициатива о повышении возраста выхода на пенсию. Из последних новостей: повышается НДС с 18% до 20%, повышение НДПИ, повышены акцизы на алкоголь и табак, тарифы ЖКХ, цена ОСАГО, на уровне 10–15% зафиксирован скачок цен на бензин. На этом фоне кажется уже «мелочью» рост платы за загранпаспорт и получение водительского удостоверения в примерно в 1,5 раза. Все это заставляет задуматься о том, что вскоре нас может ждать постепенное ухудшение как качества и уровня жизни (что можно зафиксировать четкими метриками), так и не измеряемое, но от того не менее серьезное нарастание уровня неудовлетворенности и неуверенности в своем будущем у людей старшего возраста.

Карина АРТЕМЬЕВА Forbes 2 августа 2018 года

За увольнение людей предпенсионного возраста могут ввести уголовную ответственность

Минтруд подготовил проект плана по смягчению последствий повышения пенсионного возраста

В преддверии пенсионной реформы нужно проработать вопрос об усилении ответственности работодателей за увольнение людей предпенсионного возраста – вплоть до уголовной, предлагает Минтруд в проекте плана создания условий для повышения уровня пенсионного обеспечения граждан («Ведомости» ознакомились с документом, его подлинность подтвердил представитель Минтруда). В июле, по словам представителя министерства, проект документа будет представлен участникам Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Предложение об уголовной ответственности поступило в ходе общественного обсуждения, говорит он.

Защиту трудовых прав людей в предпенсионном возрасте к концу года предлагается включить в число ключевых показателей эффективности госинспекций по труду. В 2019–2034 гг. (весь «переходный период» пенсионной реформы) они должны будут проводить целевые проверки по соблюдению трудовых прав таких людей. Трудовая инспекция, определяя категорию риска работодателя, должна учитывать, нарушает ли он трудовые права людей в предпенсионном возрасте, предлагается в документе.

Минтруд предлагает законодательно обязать бизнес информировать службы занятости, если человек предпенсионного возраста уволен по инициативе работодателя или по соглашению сторон. А службы занятости, в свою очередь, – сообщать об этом в Государственную инспекцию по труду и помогать таким людям в поиске работы и трудоустройстве.

В госинспекциях по труду министерство предлагает создать горячую линию, на которую люди в предпенсионном возрасте смогут позвонить, если их права нарушены.

Что ждет Россию в результате пенсионной реформы

Несостоявшимся пенсионерам предлагается платить повышенное пособие по безработице – соответствующий проект федерального закона должен быть готов уже к ноябрю, чтобы с 2019 г. начались выплаты. После повышения пенсионного возраста несостоявшиеся пенсионеры, лишенные дохода в виде пенсии, могут оказаться за чертой бедности, отмечала директор Института социальной политики Высшей школы экономики Лилия Овчарова: если не принять дополнительных мер, например увеличения пособия по безработице, количество бедных после повышения пенсионного возраста будет расти на 100 000 человек в год. Из-за реформы могут потребоваться дополнительные расходы на соцзащиту, предупреждали эксперты РАНХиГС.

Почему одного повышения пенсионного возраста мало

Этих людей предлагается обучать «востребованным в экономике навыкам и компетенциям», сформировав перечни приоритетных профессий. Кроме того, Минтруд предлагает помогать им начать заниматься бизнесом и привлечь к этому Минэкономразвития и Корпорацию МСП.

В 2018–2034 гг. предлагается запустить региональные программы содействия занятости. Регионы по задумке Минтруда должны достигать целевых показателей по сохранению уровня занятости и безработицы людей в предпенсионном возрасте, а также обеспечивать «баланс интересов молодежи и лиц предпенсионного возраста».

Почему власть не боится поднимать пенсионный возраст

Из-за реформы на рынке труда в 2019 г. останется 1,1 млн человек, но сохранят работу из них лишь 800 000, прогнозировал проректор Академии труда и социальных отношений Александр Сафонов. По расчетам Райффайзенбанка, за первые три года реформы из дополнительных 660 000 работников ежегодно находить работу будут только 460 000 человек. Работодатели не спешат нанимать работников старшего возраста: по данным опросов, на которые ссылается Альфа-банк, готовы это делать лишь 7% из них.

Что не так с пенсионной реформой

Чтобы определить предпенсионный возраст, нужно вычесть из общеустановленного пенсионного возраста два года. Сейчас это 53–54 года для женщин и 58–59 лет – для мужчин. После завершения повышения пенсионного возраста до 63 лет для женщин и 65 лет для мужчин людьми в предпенсионном возрасте будут считаться женщины 61–62 лет и мужчины 63–64 лет, поясняет представитель Минтруда. А «поскольку предлагается переходный период, то, соответственно, минус два года от соответствующего возраста», добавляет он.

Сейчас россияне в предпенсионном возрасте имеют право на страховую пенсию, если их уволили из-за ликвидации предприятия или прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращения численности или штата работников организации и если они обратились в службу занятости, отмечает представитель Минтруда.

Татьяна ЛОМСКАЯ Ведомости 25 июля 2018 года

Метки: , . Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.