В России грядет пенсионная реформа. Иного выхода в Институте Гайдара, разработавшем эту реформу, не видят
Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) представил программу пенсионной реформы. подготовленную при участии Института экономической политики имени Е. Т.Гайдара. Помимо прочего, программа предусматривает уравнивание сроков выхода на пенсию мужчин и женщин и повышение пенсионного возраста до 63 лет. Понятно, что подобные предложения обречены на негативную реакцию общественного мнения. Однако другого выхода у государства просто нет: существующая пенсионная система. построенная в расчёте на высокую рождаемость, не действует в современной России, где число пенсионеров скоро сравняется с числом работников, а сами работники и работодатели норовят всячески уклоняться от уплаты взносов на обязательное пенсионное страхование. Об этом «Свободной Прессе» рассказал заведующий Лабораторией бюджетного федерализма Института Гайдара Владимир Назаров .
— Прежде всего, замечу, что повышение пенсионного возраста. которым сегодня так старательно пугают читателя, будет отнюдь не одномоментным. Согласно проекту РСПП, начать повышать срок выхода на пенсию планируется с 2015 года, причём каждый год пенсионный возраст будут повышать всего на 3 месяца. Таким образом, к 2030 году мы достигнем искомой цифры в 63 года, как для мужчин, так и для женщин. Последний пункт позволит ликвидировать диспропорцию сроков дожития — то есть периодов, на который при вычислении пенсии делится сумма, накопленная на страховом пенсионном счете. Сегодня срок дожития для мужчин составляет 160 месяцев, а для женщин — 240. Говоря проще, женщины живут дольше, чем мужчины, а на пенсию уходят раньше. Возможно предложить и более постепенное повышение возраста. Например, начать с 2018 года и вначале повышать на 1−2 месяца в год, постепенно наращивая темп повышения пенсионного возраста для более молодых возрастов до полугода за год, с тем, чтобы к 2030 году выйти на возраст 63−65 лет для мужчин и женщин. При таких сценариях полноценное повышение пенсионного возраста затронет лишь 30-летних, тогда как людей предпенсионного возраста реформа не затронет.
«СП»: — Боюсь, в предвыборный год принятие подобного предложения равносильно для любого правительства политическому самоубийству…
— Политическим самоубийством стало бы решение ничего не делать и дожидаться неизбежного краха существующей пенсионной системы. Практически все государства, в которых существует государственная пенсионная система, столкнулись с проблемой процентного роста числа пенсионеров и гендерной диспропорции в их составе, и вынуждены эти проблемы как-то решать. Даже Украина нашла в себе силы пойти на подобный шаг, несмотря на все предстоящие социальные и политические риски.
«СП»: — А так ли уж неизбежен крах действующей пенсионной системы, которым, кстати, пугают не меньше, чем повышением пенсионного возраста?
— Система, действующая сегодня в России, построена на принципе «солидарности поколений», который работает лишь при устойчивом превышении числа работающих над числом пенсионеров, что возможно в условиях высокой рождаемости и относительно низкой продолжительности жизни. Критическим для подобной системы считается соотношение 1,5 работника к 1 пенсионеру. У нас сегодня на бумаге соотношение работников и пенсионеров 2 к 1 — но это только на бумаге. Во-первых, до 30% пенсионеров — военные, милиционеры, сельские учителя и ещё десяток категорий — выходят на пенсию раньше полагающихся по общему правилу 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин. Во-вторых, и это главное, среди работающих — как работодателей, так и самих работников — также, мягко говоря, не наблюдается энтузиазма в деле выплат в государственные пенсионные фонды. До 30% работающих сегодня числятся «самозанятыми лицами», не обязанными и не желающими платить в пенсионный фонд по общим правилам. Итого на практике у нас получается, что одного пенсионера обслуживает 1,23 полноценных плательщиков взносов.
«СП»: — Но изменит ли ситуацию механическое повышение пенсионного возраста?
— Нет, не изменит, нужен целый комплекс так называемых «параметрических реформ»: изменить правила индексации пенсий, увеличить трудовой стаж, необходимый для получения трудовой пенсии (сейчас он составляет 5 лет, такого нет ни в одной стране мира), решить проблему раннего выхода на пенсию, повысить эффективность инвестиций пенсионных накоплений. Однако даже реализация всех этих реформ не решит проблему пенсионной системы: в долгосрочной перспективе 2040-х годов потребуются более радикальные изменения. Они включают пересмотр основополагающих принципов пенсионного обеспечения.
Пенсия должна стать страховкой от бедности в случае нетрудоспособности. Соответственно пенсионный возраст потеряет свою актуальность. Для государства будет важным не то, сколько человеку лет, а то, может ли он работать, имеет ли накопления, обеспеченных детей, способных его содержать. Система социального страхования будет защищать человека от больших рисков: остаться одному без возможности получения средств к существованию и адекватной медицинской помощи. И неважно, когда этот риск реализовался — в 55 или 90 лет.
Физическое старение не следует путать с падением востребованности человека на рынке труда; в современной экономике одно совсем не обязательно означает другое. Если человек может и хочет работать в 65 или 70 лет — нужно предоставить ему такую возможность. Если же он работать не может — например, в результате аварии или болезни — то ему следует предоставить полноценную страховочную пенсию, а не нищенскую, выведенную из расчёта «поделить на всех». Если сегодня делить на всех, то на каждого выйдет слишком мало. Помогать нужно только тем, кто действительно не может обойтись без данной помощи. Старение населения делают для нас невозможной практику растягивания имеющегося ресурса поровну на всех. Попытка раздать «всем сестрам по серьгам» закончится так же, как в одноимённой сказке: каждой сестре достанется только по одной серьге.
Напомним, что идея отправлять россиян на пенсию попозже овладела умами чиновников с приходом к власти Путина. В мае 2000 года радиостанция «Эхо Москвы» сообщила, что Центр стратегических разработок Германа Грефа представил на рассмотрение в правительство программу, одно из предложений которой — увеличить в России с 2003 года пенсионный возраст до 65 лет (и для мужчин, и для женщин). Тогда же вице-премьер Валентина Матвиенко пообещала, что увеличение пенсионного возраста может произойти не ранее 2010 года.
В начале 2004 года председатель правления пенсионного фонда России Михаил Зурабов высказал предположение об увеличении пенсионного возраста на восемь лет: 63 года для женщин и 68 лет — для мужчин.
В феврале 2010 года министр финансов Алексей Кудрин снова озвучил идею повышения возраста выхода на пенсию: «Пенсионный возраст мужчин можно увеличить на два года — до 62 лет. Для женщин эту планку можно продвинуть с нынешних 55 лет ближе к 60».
При этом председатель Пенсионного фонда Антон Дроздов в интервью «Российской газете» напоминал, что по общеевропейским нормам минимальная продолжительность жизни на пенсии должна быть 17 лет. В России же мужчина в среднем живет всего 61,5 года — т. е. на пенсии он проводит 1,5 года.
Идея повышения пенсионного возраста практически не имеет сторонников среди россиян — такие инициативы правительства поддерживает лишь 2% россиян.
Фото: «© Светлана Привалова/Коммерсантъ»
Подписывайтесь на канал «Свободной Прессы» в Яндекс. Дзен. чтобы узнавать о новостях и взгляде экспертов на важные события дня